Информация об образовательных стандартах находятся по ссылке http://www.edu.ru/db/portal/obschee/
АКТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.
Утверждены Федеральные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования
В российских школах начался переход на обновленные ФГОС. 1 сентября 2022 года на них перешли 1 и 5 классы, а средняя школа переходит на обновленный ФГОС СОО с 1 сентября 2023 года.
Минпросвещения России приказами от 16 ноября 2022 г. утвердило: приказом №992 — Федеральную образовательную программу начального общего образования (ФОП НОО), приказом №993 — Федеральную образовательную программу основного общего образования (ФОП ООО), приказом от 23.11.2022 №1014 — Федеральную образовательную программу среднего общего образования (ФОП СОО). Приказы опубликованы на официальном интернет — портале правовой информации и вступают в силу со 2 января 2023 года.
На обучение по ФОП школы перейдут с 1 сентября 2023 года.
ФОП по каждому уровню включает 3 раздела:
целевой — определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации программы, а также способы определения достижения этих целей и результатов;
содержательный — включает федеральные рабочие программы учебных предметов, программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся и федеральную рабочую программу воспитания;
организационный — включает федеральный учебный план, федеральный план внеурочной деятельности, календарный учебный график и календарный план воспитательной работы, определяющие общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации программы.
ФОП по каждому уровню предусматривает непосредственное применение федеральных рабочих программ:
ФОП НОО — по Русскому языку, Литературному чтению и Окружающему миру;
ФОП ООО – по Русскому языку, Литературе, Истории, Обществоведению, Географии, Основам безопасности жизнедеятельности;
ФОП СОО — по Русскому языку, Литературе, Истории, Обществознанию, Географии и Основам безопасности жизнедеятельности.
Таким образом, ФОП — это основной документ, определяющий содержание общего образования, регламентирующий образовательную деятельность в единстве урочной и внеурочной деятельности с учетом обновленных ФГОС.
371-ФЗ_24_09_2022_изменения в _273-ФЗ
Приказ Минпросвещения № 992, от 16.11.2022 «Об утверждении ФООП НОО»
Приказ Минпросвещения №993, от 16.11.2022 «Об утверждении ФООП ООО»
Приказ Минпросвещения №1014, от 23.11.2022 «Об утверждении ФООП СОО»
Приказ № 116, от 21.02.2023 » Об утверждении дорожной карты ФОП», «Дорожная карта ФОП»
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 732 от 12 августа 2022г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования и науки РФ от 17 мая 2012г № 413.
ФГОС СОО (приказ№ 732 от 12 августа 2022г)
-Введение обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО с 01.09.2022 года
Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее- ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее -ФГОС НОО, ФГОС ООО соответственно).
В МБОУ СОШ №11 по обновленным ФГОС НОО и ФГОС ООО будут обучаться:
с 1 сентября 2022 года учащиеся 1 классов и 5 классов.
С 1сентября 2023 года учащиеся 2-4 классов и 6-7 классов.
С 1 сентября 2024 года учащиеся 8-9 классов.
Результаты анкетирования родителей по внедрению ФГОС НОО и ФГОС ООО
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)- совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ — 2021
Министерством просвещения РФ утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно). Обновлённая редакция ФГОС сохраняет и фиксирует принципы вариативности в формировании школами программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников.
С 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС-21. Обучающиеся будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по обновленным ФГОС с согласия их родителей (законных представителей) и решения образовательного учреждения.
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС НОО И ООО (обзор изменений)
ВАРИАТИВНОСТЬ
Обновленные ФГОС НОО и ООО закрепляют требования, чтобы содержание ООП НОО и ООО было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования. Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами.
Первый способ – в структуре программ НОО и ООО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули.
Второй способ – школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Для этого на уровне ООО добавили предметные результаты на углубленном уровне для математики, информатики, физики, химии и биологии.
Третий способ – школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.
Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать Программы НОО и Программы ООО. Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами и так, как считают нужным. При этом, однако, нужно учитывать и требования к предметным результатам.
В обновленных ФГОС подробнее описывают результаты освоения ООП НОО и ООО – личностные, метапредметные, предметные.
Предметные результаты
Обновленные ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области. Например, во ФГОС НОО конкретизировали предметные результаты по каждому модулю ОРКСЭ – «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики».
Во ФГОС ООО отдельно описали предметные результаты для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история».
На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин. Это учебные предметы «Математика», включая курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»; «Информатика»; «Физика»; «Химия»; «Биология».
Обратите внимание, что предметные результаты в новых ФГОС не согласовываются с требованиями концепций преподавания физики, астрономии, химии, истории России. Поэтому учителям придется в своих рабочих программах одновременно учитывать и требования ФГОС, и требования концепций. Еще сделали уточнение, что школы со статусом федеральных и региональных инновационных площадок вправе самостоятельно определять достижение промежуточных результатов по годам обучения, независимо от содержания примерных ООП.
Метапредметные и личностные результаты
Обновленные ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам. Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:
- гражданско-патриотическое;
- духовно-нравственное;
- эстетическое;
- физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
- трудовое;
- экологическое;
- ценность научного познания.
Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:
- овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
- овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
- овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.
В обновлённых ФГОС каждое из УУД содержит критерии их сформированности.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ
Раньше содержание пояснительной записки было разным для НОО и ООО. Теперь требования стали едиными. На уровне НОО указывать в записке состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности не нужно. А на уровне ООО необходимо добавить общую характеристику программы. Также в пояснительных записках к ООП НОО и ООО необходимо прописать механизмы реализации программы.
CОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММ
Изменили требования и к структуре содержательного раздела программ. На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. На уровне ООО вместо программы развития УУД указали программу формирования УУД. Еще дополнили содержательный раздел НОО и ООО рабочими программами учебных модулей.
В итоге, согласно новым стандартам, содержательный раздел ООП НОО и ООО должен содержать:
- рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей;
- программу формирования УУД;
- рабочую программу воспитания.
Также в содержательный раздел программы ООО должна быть включена программа коррекционной работы в том случае, если в школе обучаются дети с ОВЗ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГОВ
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности и учебных модулей нужно формировать с учетом рабочей программы воспитания. Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования ЭОР и ЦОР по каждой теме. Кроме того, в рабочих программах внеурочной деятельности нужно указывать формы проведения занятий.
Документы федерального уровня.
1.Приказы об утверждении ФГОС НОО, ФГОС ООО:
Приказ Минпросвещения от 31 мая 2021 № 286 ФГОС НОО
Приказ Минпросвещения от 31 мая 2021 № 287 ФГОС ООО
2.Уровневые основные образовательные программы:
—ООП начального общего образования.
— ООП основного общего образования
4. Примерные рабочие программы по учебным предметам https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm
Документы органов исполнительной власти, регулирующие введение и обеспечение перехода на обновлённые ФГОС — 2021.
Приказ от 01.09.2021г №320 «Об оргнизацииобучения ФГОС НОО и ФГОС ООО, утвержденных в 2021 году»
—Методическое письмо № 03-1420 от 31.08.2021г Об изучении учебного предмета Второй иностранный язык
ДОКУМЕНТЫ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ВВЕДЕНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕРЕХОДА НА ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС-2021
-Виктор Басюк. Презентация «Научно-методическое сопровождение ФГОС»
-Татьяна Владимировна Суханова. Научно-методическое сопровождение ФГОС.
-Дмитрий Метёлкин Обновлённые ФГОС содержание механизм реализация
Организационные мероприятия:
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ.
Приказ РФ_1241 «О внесении изменений в приказ РФ № 373 от 06.10.2009г.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897. Скачать приказ _ 17.12.2010_1897г.
—ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413)
- Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
- О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей.
- ОБ ОСНАЩЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Об образовании